Экостройка : Архитектурные традиции (аил или изба)

вторник, 3 мая 2016 г.

Архитектурные традиции (аил или изба)

Хочу выразить свои впечатления от изучения архитектурных традиций Алтайского и Руского народа.
Вырос я в европейской России. С детства видел обычные для селян дома 4х и 5ти стенки. Строились они из кирпича, самана, бревна, бруса. Да и финские домики не сильно отличались от традиционных изб. У моего деда был дом из бревён 5ти стенок. две печки в доме. дом параллелепипед. Но учась в школе на картинках я видел и юрту и фигвам и многое другое. Так как строить мне приходилось с детства. то я читал разную литературу по строительству. но нигде в ней почему то не видел особенности и этапы строения традиционных домов других народов. избы в основном. так было в СССР. в 21 веке я оказался на Алтае, уже после Армии, Вуза, в молодом сознательном возрасте. увидел своими глазами АИЛ. опс, там 6 углов, 6 стен. потолка нет. свет сверху и светло. есть и окна в стенах. если надо. даже случилось крыть крышу Аила. я был впечатлён. и в последствии сделал свой Аил, несколько его модифицировав.

Далее хочу рассказать некоторые отличия Аила и Руской избы. но не просто отличия внешние, а скорее конструкционные. у избы 4 внешних стены. у Аила 6 внешних стен. и есть Аилы 8 стенки. если рассматривать энергоэффективность, то у аила есть преимущество в сравнении с избой. как известно теплопотери дома осуществляются через внешнюю его поверхность(стены, крыша или потолок, пол). энергоэффективность дома, так толкуют строители, это всего-то отношение жилого объёма дома(иногда жилой площади. мы её и будем рассматривать) к его внешней поверхности. из геометрии мы знаем фигура с максимальным объёмом при минимальной площади поверхности это шар. грубо говоря: дома близкие к шарообразной форме это и есть дома с минимальными теплопотерями. самые что ни на есть энергопассивные и экологичные.
теперь посчитаем:
формула расчёта площади шестигранника:






















в Горном Алтае я столкнулся со стандартом резки бревна по длине 4,5 метра. для стороны шестигранника 4,5м расчитаем площадь Аила и периметр. воспользуемся калькулятором. http://www.kalkula.ru/matematika/ploshchad-perimetr/shestiugolnik.html
получаем площадь=52,61 кв.м., периметр=27м
теперь получим характеристики избы с такой же площадью: сторона=7,25 м площадь=52,56 кв.м. периметр=29м.
условимся что высота стены 2,5 метра. и условимся что традиционный аил будет не традиционным, а приближенным к избе. то есть в нём будет пол у основания стены и потолок в высшей точке стены. таким образом внутренние объёмы и избы и аила будут одинаковыми при одинаковой площади пола. таким образом при одинаковой площади пола разность площади стен получилась 5 кв.м. что составляет 7% от площади стен избы. получается чисто теоретически теплопотери избы могут быть выше теплопотерь аила всего на 7%. это не существенная экономия. но меня больше заинтересовал факт наличия при строительстве избы брёвен длиной 7,5 метров. тогда как на строительство аналогичного аила могут использоваться брёвна значительно короче. и я задумался о смете. короткие брёвна легче. количество человек при монтаже требуется меньше. значит потенциально строительство удешевляется. но в аиле углов в 1,5 раза больше. а в 8ми гранном в два раза больше. я спросил у плотников алтайцев. "на сколько дороже рубить аил чем избу". на что был получен ответ. "ни на сколько". почему-то рубку  2х лишних углов в "ласточкин хвост" они оценили как отсутствие лишней долбёшки 2 метров бревна и наличие более лёгких и коротких брёвен. тогда я стал спрашивать на пилорамах стоимость коротких брёвен и длинных. тут прогноз оправдался. короткие бревна готовы продать дешевле длинных в 2, а то и в 3 раза. вот это уже существенная экономия. Таким образом я вывел для себя формулу: ЭКО-дом это не только экологичный дом, а ещё и ЭКОномичный. получается что, строя Аил, а не избу, мы экономим на стоимости стен в 2 раза. да ещё и получаем немного меньшие теплопотери через стены. в следующих статьях я расскажу как мы можем ещё больше сократить расходы на возведение стен из дерева.

Комментариев нет:

Отправить комментарий